Главная » Инфо раздел » Статьи, публикации
Версия для печати

ЗАПОЗДАЛОЕ ПЕРВОЛЕДЬЕ

Перволедье. Когда бы оно ни наступило – в конце ноября или в середине января – для рыболова-зимника это всегда событие, которого ждут с нетерпением, к которому готовятся. Каждый год в конце осени я впадаю в состояние, описать которое словами невозможно. Коллеги-рыболовы еще продолжают бороздить свинцовые воды рек и озер в ожидании поклевки жирующей щуки или судака, а я уже ловлю себя на мысли о том, что не хочу ни на какую другую рыбалку, кроме подледной. И когда в конце декабря к нам на несколько дней пришли первые морозы, я два раза удирал с работы только для того, чтобы проверить, а как там встал лед на ближайшем пруду. Стоя на берегу этой «лужи», я бросал на лед камешки, и с замиранием сердца слушал, слушал звук от того, как они скользят по неокрепшему еще панцирю.

Но потом пришла оттепель, и лед опять растаял. На календаре уже был январь, а на дворе держится стойкий «+». После Нового года самой важной для меня новостью сделался прогноз погоды. По десятку раз за день я заходил на известные мне погодные сайты. Коллеги по работе сначала иронизировали, а потом стали с пониманием относится к моим душевным мукам. И вдруг, придя на работу после Рождества, я не поверил своим глазам, на мониторе компьютера, в знакомом синем поле таблицы засветились цифры: минус 2, минус 4, минус 7, минус 10! Проверяю другой сайт – то же самое! Ура! Если опять не вмешается какой-нибудь атлантический циклон, к концу недели встанет лед! Конечно, это произойдет не везде, но на мелководьях лед обязательно встанет! Некоторые, особенно отчаянные рыболовы, более не в силах сдерживать свои душевные порывы, вышли на лед, не дожидаясь выходных. Я же выждал еще один день и ранним утром 15 января в компании двух гостей с Украины очутился на берегу известной многим припятской старицы с интересным названием Клины.

Еще на подъезде к старице замечаем на льду несколько рыболовов. Ага, значит, лед достаточно крепкий! Пробую лед пешней. Сантиметров пять – шесть. Пробую передвигаться. Потрескивает, но держит. Где начинать? Судя по поведению сидящих на льду рыбаков, клев не ахти. Но этот факт никак не влияет на наше настроение. Мы на льду, и, значит, свою рыбу обязательно поймаем! Под первой лункой около трех метров глубины. Поклевок нет. Смещаюсь метров на 5 ближе к берегу. Глубина уменьшилась до 2 метров. Делаю с десяток проводок. Поклевок и здесь нет. Товарищ, сидящий у самого берега, одного за другим вытаскивает на лед двух окуней, размером с мизинец. Сажусь рядом. Глубина под лункой вообще смешная: около 30 см. Рука, отвыкшая от удочки, не сразу выдает нужную частоту, и несколько минут уходит на адаптацию. Но вот и я замечаю первую поклевку. Подсечка – и мимо… Еще проводка – вторая поклевка, и снова мимо. Рыба стучит по мормышке, но до хватки дело так и не доходит. Меняю мормышку.

Очень часто случается так, что при ловле на такой, как сегодня, малой глубине вольфрамовая мормышка оказывается слишком тяжелой, и рыба просто не может всосать ее в рот. Со свинцовой мормышкой дела пошли намного веселее. Практически после каждой проводки на льду оказывается очередной «полосатик». Но мы не на соревнованиях, и массово ловить окуней размером с мизинец в наши планы не входит. Вся рыба стоит на глубине не более 40 см. И везде «матросики» размером с мизинец. А где более достойные трофеи, где плотва, которой в этом затоне много? У других рыболовов дела с клевом обстоят не лучше. И у них основную массу уловов сегодня составляют спортивные окуни. Возвращаюсь к своим лункам и продолжаю набивать руку на ловле мелочи.

Часам к одиннадцати повалил сильный снег и под его тяжестью совсем еще тонкий лед начал прогибаться. Однако снегопад несколько расшевелил рыбу, и в некоторых лунках стали происходить поклевки мерных «сковородников». Хотя поклевкой это прикасание рыбы к приманке назвать можно было с трудом: иногда кивок зависнет на мгновение. Успел среагировать – рыба на льду. Но больше происходило досадных «шкрабов», после которых рыба от лунки отходила.

Еще через час на льду появилась вода. Вокруг каждой пробитой лунки за несколько минут образовывалась лужа. Находиться на мокром льду опасно, и поэтому, сделав с десяток проводок, приходится переходить на сухое место. Но и там история повторяется. Эта возня с переходами вконец «убила» эйфорию от нахождения на первом льду. Сразу сделалось холодно и неуютно, и поэтому, когда поступило предложение прекратить это «бесполезное и к тому же опасное для жизни занятие», никто особо и не возражал.

На твердой земле желание порыбачить снова возвращается к нам. До вечера время еще есть, а по дороге еще столько привлекательных водоемов, и первый из них – водохранилище Лешня. Еще на подъезде к водоему замечаем на льду двух рыболовов. Не густо, но тут один из них на наших глазах вытаскивает из лунки окуня, потом – второго! Какие могут быть сомнения? Хватаем снасти и вперед, за новыми ощущениями! А лед здесь еще тоньше. Это мы поняли с первых шагов, но азарт загоняет страх вглубь души, и, обходя темные места, мы идем к намеченной цели. Так и есть, возле рыбаков на льду ворочается парочка окуней, но это все, что им удалось поймать. Что ж бьем лунки, и пытаемся поймать свою рыбу. Я опускаю в лунку темную «лесотку», один из украинцев пробует соблазнить рыбу блесной, еще один наш товарищ рыбачит на мормышку собственного изготовления: ребристую «уралку», окрашенную в коричневый цвет.

Перебрав несколько вариантов проводки мормышки, я остановился на медленном, с едва заметными колебаниями, подъеме приманки. Когда мормышка поднималась над дном сантиметров на 30, ее кто-то едва заметно касался. Так продолжалось несколько раз, но до поклевки дело так и не доходило.

Первым обрыбился наш беснильщик. Окушок размером с ладошку взял довольно крупную блесну взаглот. Ободренный таким началом, я меняю мормышку на балансир, но после нескольких взмахов удильником отказываюсь от своей затеи. Оказывается, рыбачили мы над зарослями «резника», и приманка постоянно цеплялась за его полусгнившие стебли. Но, как говорится: «Нет худа без добра…» На первой же проводке я увидел четкую поклевку. Моим трофеем становится такой же по размеру окунек. А тут и третий наш товарищ вытащил на лед «своего» окуня. Все, программа минимум выполнена, да и воды на льду сделалось еще больше. Разум снова берет верх над азартом, и мы идем к машине.

Весь вечер я обзванивал всех своих знакомых рыбаков в надежде услышать, что хоть кто-то из них хорошо отрыбачил. Но все, в один голос, говорили о том, что клева нет. Что ж у нас есть еще один день, и посидев над картой, решаем проехать на припятский затон под названием Калинка: там и окуня много, и подъезд хороший.

Всю ночь валил снег, но и мороз усилился, так что надежды на то, что лед станет немного крепче, были самые радужные. Но еще на подъезде к затону, я понял, что надеждам этим сбыться не суждено. По всему ледяному полю Калинки темными дырами зияли то ли промоины, то ли вода собралась на просевшем льду. Однако, у противоположного берега сидело на льду два рыболова, а по затону было разбросано с десяток жерлиц. Что ж, раз приехали – будем пробовать рыбачить. Вот только состояние ледяного панциря на Калинке было очень плачевным: пешня пробивала его с одного удара. Щупая перед собой дорогу, я с трудом перебрался через затон. За мной прошли и товарищи. Но вот как рыбачить, если вокруг каждой лунки за несколько секунд образовывалась лужа воды – это проседал лед. Сразу вспомнились вчерашние мытарства с поиском сухих мест. Но здесь выбирать было не из чего! Да и рыба не клевала. За несколько часов рыбалки на троих у нас было 5 зачетных окуней, и еще приблизительно столько же «матросиков» было отправлено обратно в лунки. Но адреналин в крови бурлил! Жаль, только, что бурлил он не от клева рыбы, а от того, что постоянно находишься в состоянии страха. Вот таким невеселым получилось открытие ледового сезона 2012 года.

Фото автора.
Автор: Николай ЛИННИК

Автор:  Николай ЛИННИК

Возврат к списку

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru